Династия Фёдоровых

   Учительская династия Фёдоровых

(в 2005 году удостоена награды Президента ЧР Фёдорова Н.В.)

 

      Есть немало уголков в Чувашии, прославивших нашу малую Родину. Сегодня хочется рассказать ещё об одном уголке, где уже много лет успешно трудится учительская династия Фёдоровых. Вот уже более полувека она сеет «доброе, разумное, вечное».

           Красный Октябрь… В этом лесном посёлке после окончания Великой Отечественной войны родилась новая семья – офицер-фронтовик и учительница навечно связали свою судьбу и стали работать в местной школе-семилетке. И вот почти 60 лет семья излучает свет добра и разума, по родительским стопам пошли и дети, у внуков – те же дороги.

      Счастье учителя – видеть, как под твоим началом идёт человек в рост, как воплощается в нём твоя мысль, энергия, воля. Может быть. Именно потому труд педагога – профессия на все времена. УЧИТЕЛЬ осуществляет связь времён.

        А откуда эта тяга к очень нелёгкой профессии? Кто повлиял на выбор?

        У Ивана Фёдоровича педучилище закончил старший брат и всё, пожалуй (это дети и племянники, а затем и внуки стали продолжателями его дела), а у Нины Викторовны  корни уходят гораздо глубже и шире.

          В середине 19 века 4 семьи основали новое поселение недалеко от Цивильска. Назвали его Тойси. Переселились сюда из деревни Тюлькуй, что в 2-х верстах от Кескепус. Прадед Нины Викторовны переселился сюда с братом. Деревня находилась неподалёку от Екатерининского тракта. Вскоре она разрослась, появились новые переселенцы. Отец Нины Викторовны учился в школе со Степаном Андрияновым, который, окончив школу, уехал в Симбирск,а после окончания Симбирской чувашской школы работал учителем, затем долгое время директором школы. Другой дядя начал учительствовать  в 30-е годы, он погиб на фронте. Двоюродные братья тоже работали учителями.

       Со стороны матери также было много педагогов. Ветвь Разумовых началась в начале ХХ века в Цивильском и Урмарском районах, а уже в 30-е годы появилась целая плеяда молодых и талантливых педагогов. За старшими потянулась и молодёжь – время было такое, стране нужны грамотные, образованные люди. Жаль только: война перечеркнула все планы, и многие из этой династии сложили головы на этой войне, поломавшей и судьбы людей и перевернувшей налаженную жизнь, недаром поколение, пережившее войну, так бережно относится к детям. В этом роду всегда господствовал культ разума (не зря прадеда звали Разумником), культ книги, культ просвещения, может быть, поэтому до сегодняшних дней в этой ветви династии выбирают профессию учителя, конечно, и младшая сестра, Зинаида, не раздумывала, кем быть, стала педагогом.

      Нина, воспитанная на примере учителей-родственников, стала связующим звеном между поколениями.

         Не обошла стороной война и другую ветвь династии – Фёдоровых. Три брата ушли на войну, вернулись двое, пережив все ужасы окружения, войну в тылу врага. Педагог и в армии остаётся педагогом, правда, условия для воспитания слишком суровые. До войны Иван Федорович Фёдоров окончил Норусовское педучилище и начал работать учителем начальных классов в Хирлепосинской НШ. Через год, в октябре 1939 года, ушёл на службу в Красную Армию.  Служил в Закарпатье. Войну начал в 4 утра 22 июня. Его военную историю по-своему переосмыслил внук Иван, когда учился в 10 классе. Он написал конкурсное сочинение «Дорогие мои старики». Оно было отмечено грамотой Министерства образования ЧР. Итак, читаем:

     « Когда я был маленьким, любил сидеть у дедушки на коленях. И мне запомнилась одна картина – Это дедушкина гимнастёрка с медалями. Когда дед её надевал, то он становился молодым, красивым. В эти минуты я просто завидовал деду. Мне хотелось тоже поносить эту гимнастёрку, потрогать эти медальки. Дедушка этими наградами очень дорожил. Ведь с ними связано его прошлое.

       Однажды вечером мне захотелось послушать про войну. Я попросил деда рассказать о ней.

      - Нет, Ваня, многого ты не поймёшь. Вот подрастёшь, тогда расскажу,- ответил мне дед.

      Шли годы. Я всё чаще задавал дедушке вопросы. Наши разговоры нередко затягивались до полуночи. И перед моими глазами проходили эпизоды боевой жизни дедушки и его боевых товарищей.

       Мой дед сражался с фашистами с первого дня войны, служил в танковой дивизии. Был ранен, попал в партизанский отряд Ковпака, а с 1943 года сражался во вновь созданном отряде «За Киев». И особенно часто дед рассказывал о своём друге Андрее Степанове

       Дедушка часто вспоминал друга, вздыхал и спрашивал себя: «Жив ли Андрей?» Ему неизвестна была судьба товарища.

      Я не мог представить себе, что Степанов погиб, Мне почему-то казалось, что ни одна пуля не могла и не должна была задеть его. Я представлял  Степанова человеком огромного роста, настоящим богатырём.

      Однажды дед вернулся домой очень довольный. Оказалось, что он нашёл своего друга…

       Это была тёплая, радостная встреча. Друзья снова и снова обращались мысленно к суровому времени своей боевой молодости…

       Шли годы. Однажды дед опять надел свою гимнастёрку. Бабушка надела своё новое платье. Собрав чемодан, они куда-то уехали и вернулись только через неделю. Оба были радостные, счастливые. У бабушки был огромный букет гвоздик. Я взял цветы и поставил в вазу. В комнате сразу же посветлело. Вечером я решил спросить. Где они были. «Помнишь, я тебе рассказывал про партизан?»- спросил дед. «Помню»,-ответил я. «Так вот в Харькове была встреча всех партизан»,- продолжил дед. Услышав это, я был очень удивлён.

      Со времени этой встречи прошло много лет. Однажды я случайно полез к деду и увидел письмо, которое было напечатано в газете. Вот что там было написано: «Мы, партизаны соединения имени  Ковпака, действовавшего в годы Великой Отечественной войны на Украине, собираемся встретиться все вместе в Черниговской области, там, где закончился наш рейд по вражеским тылам. Просим помочь разыскать наших товарищей по борьбе с фашистами Степанова и Фёдорова. Степанов был врачом соединения, а Фёдоров – комиссаром отряда «За Киев». Оба родом из Чувашии.

      Письмо это взволновало меня. Я взял его и побежал к деду. «Помнишь, мы ездили на встречу?»- спросил дед. «Так вот мы когда-то с дедушкой тоже прочитали его и поехали»,- продолжила бабушка.

      В этом году 50-летие Великой Победы. И дед, если ему позволит здоровье, хочет опять встретиться со своими боевыми товарищами. Но, наверное, не сможет, потому что боевые осколки дают о себе знать. И мне бы очень хотелось, чтобы дедушка в этот день выздоровел и поехал.

      Когда я выхожу из дедушкиного дома, то вижу в коридоре три шинели. Первая шинель – прадедушкина. Вторая шинель – дедушкина. И третья шинель – папина. Я надеюсь, что вскоре здесь будет висеть ещё одна – МОЯ».

      Войну Иван Фёдорович закончил в Венгрии. Затем оперативная работа по восстановлению Советской власти в Западной Украине. Демобилизовался в конце декабря 1945 года. Офицера-педагога направили в Казанское суворовское училище, но там вакантных мест не оказалось. И он возвращается в Красный Октябрь к родителям. Его назначают в марте 1946 года заведующим Путь Ленинской НШ. Ордена Красной Звезды и Отечественной войны  первой и второй степени,  2 медали «Партизану Великой Отечественной войны первой степени», «За оборону Киева» и «За победу над Германией» украшают грудь фронтовика. С 1948 года назначают директором Краснооктябрьской семилетней школы. Нужно было строиться, не хватало учебных классов. Наконец в 1951 году построили новое здание школы.

      В 1946 году встретились Иван Фёдорович и Нина Викторовна. Её судьба не менее тяжёлая. Она перед войной поступила в ЧГПИ на филологический факультет, но в1941 году институт эвакуировали в Мариинский Посад, а студентов привлекли на рытьё противотанковых рвов. С октября по декабрь строили вторую линию обороны. С августа 1942 года начала работать учительницей русского языка и литературы Бреняшской НСШ, затем завучем этой же школы. В 1944 стала инспектором роно, а уже с 1946 года учительница переехала в Красный Октябрь, к мужу. Вот так и родилось второе поколение учительской династии. Только окончилась война, тяжело приходилось всем, но жизнь продолжалась. Ребятни было столько, что не размещались в здании школы. И уже в 1952 году начали учиться в новом здании, разгрузив остальные помещения (зданий было 6). По вечерам учились в школе взрослые, работала вечерняя школа. Очень часто учителя выступали с концертами и спектаклями. До сих пор народ вспоминает Нину Викторовну в роли Нарспи. Школьный театр дошёл до народного. Нина Викторовна вела драмкружок. Именно в её классе учился будущий народный артист Чувашии Пётр Иванов.

          Рядом со школой колхоз отвёл землю в 1га для учебно-опытного участка. Со строительством школы облагораживался пустырь, появились грядки, саженцы. В 1954 году школьники приняли участие на ВДНХ и сразу успех – бронзовые медали. Затем 1956 и 1957 годы – повторение успеха на ВДНХ. О школе заговорили. Чего только не было на участке: манчжурский орех и японская айва, крандаль и виноград, цветная капуста и куузику. Ученики разводили пчёл и кроликов, с большим интересом занимались в творческих кружках.

        В 70-е годы в школе обучалось более 400 детей. Она размещалась в 4 зданиях. Дисциплина, порядок во всём – вот те требования, выставленные директором. И они претворялись в жизнь. Школа стала кузницей  руководящих кадров школ района. Из 16 школ района в 12 директорами или заместителями в разное время работали и работают либо выпускники, либо учителя, работавшие в этой школе и прошедшие « Федоровскую» школу руководства.

     Богат и содержателен личный архив Ивана Фёдоровича. Из него узнаёшь об истории посёлка Красный Октябрь, об истории школы. Много фотографий, документов, богата личная переписка с фронтовыми друзьями.

       Сын, принявший эстафету от отца, продолжает его дело. В 1994 году в школе было новоселье – дети перебрались в новую двухэтажную школу-красавицу со спортивным залом, столовой, светлыми кабинетами. Прошло уже 11 лет, а школа как игрушка, летом всегда вокруг школы море цветов, на грядках разнообразные овощи (не зря ежегодно школа является победителем или призёром районных смотров учебно-опытных участков).

     В школе работают замечательные педагоги. В 2000 году в школу передали и дошкольную группу д/с. Сейчас это комплекс. Есть  и свой автобус для перевозки детей из соседних деревень. Сейчас школа готовится отметить свой 75-летний юбилей.

     Иван Фёдорович с Ниной Викторовной проработали на ниве просвещения 85 лет, до самой пенсии. Всё пришлось им делать:  строить школу, вести огромную просветительскую работу с родителями ( диву даёшься лишь от перечисленной общественной нагрузки, возложенной на их плечи),  но ведь и самим надо было строиться, растить своих детей. Они их не разочаровали. Окончив школу, дети пошли по стопам родителей. Сын окончил филологический и исторический  факультеты, дочь – филологический. А в 1979 году на посту директора отца сменил сын, который работает в этой должности уже 26 лет (скоро 60 лет директорской династии отца и сына).

     Уже четвёртый год, как нет рядом с Ниной Викторовной  мужа. Тяжела горечь утраты, но она не жалуется. В этой женщине сочетаются интеллект и благородство. Она строгая, но душевная, а потому люди к ней тянутся. И не только родные (дети, внуки), но и её бывшие ученики, которые пишут ей письма, приезжают издалека. Особенно дорог ей первый выпуск, а ведь её «девочки» и «мальчики» уже давно пенсионеры.

     И по сей день Нина Викторовна буквально живёт школой: интересуется как учебными вопросами, так и хозяйственными. И её детям часто приходится держать перед мамой отчёт. Нина Викторовна рада их успехам: дочери, Лидии Ивановне, сыну, Владимиру Ивановичу, снохе, Татьяне Трифоновне, присвоено звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики», а зятю, Михаилу Ивановичу,- «Заслуженный строитель Чувашской Республики».

     Радуют бабушку и внуки. Старший, Виктор, с отличием окончил исторический факультет, ныне военнослужащий, Иван, второй внук, работник прокуратуры, курирует работу школ и инспекцию по делам несовершеннолетних, младший, Александр,- студент факультета ИВТ – работает техником-лаборантом там же. Внукам есть чем гордиться. Бабушка постоянно ненавязчиво воспитывает у них чувство гордости  своей фамилией, своей династией. В общем, тон в семье, в роду и по сей день задаёт Нина Викторовна.

      А карта учительской династии Фёдоровых – Разумовых всё расширяется. Новое поколение Фёдоровых, Разумовых работает в педагогических коллективах Шумерлинского, Урмарского, Цивильского районов, г. Шумерля и Чебоксары.

   Несмотря на большие нагрузки и занятость, учителя живут полнокровной жизнью. Это и работа в кружках, встречи с ветеранами, проведение торжественных праздников, в то же время лыжные вылазки, экскурсии и просто чтение книг.

     Владимир Иванович вырос на рассказах отца, деда о войне. Поэтому военные ритуалы в праздники Победы для него – священны.

       На территории школы находится памятник погибшим воинам. Он построен к 40-летию Победы.

     Большую общественную работу ведёт и Татьяна Трифоновна, жена Владимира Ивановича.                        

     Общий педагогический стаж династии – около 750 лет и это ещё не всё. Поисковая работа ведётся и сегодня. Буквально недавно разыскали фотографию Регины Захаровны Егоровой, племянницы Нины Викторовны. Она проработала учительницей начальных классов 33 года.             

           В семейном архиве Фёдоровых обнаружили фотографию брата Ивана Фёдоровича  - Ермила  Фёдоровича, тоже ветерана войны. О себе он много не рассказывал, и поэтому совсем упустили из виду, что до войны  он окончил Норусовское педучилище и работал  до ухода на фронт. А после войны работал бухгалтером  в колхозе.                   

      

   Пройдут годы.  Уверены, что династия Фёдоровых  будет развиваться и крепнуть, появятся новые имена, которыми будут гордиться следующие поколения, ибо они несли в народ свет добра и разума. Не зря сказал когда-то писатель Фадеев: «Будущее нашего народа в руках учителя, в его золотом сердце».

 

 

              Итак, в династии Фёдоровых:

 

1.Окончили  вузы – 26

2.Работали и работают директорами школ, заведующими д/с – 7

3.Работали и работают завучами – 4

4.Заслуженные учителя – 4

5.Учителя высшей категории – 4

6.Имеют награды Российского значения – 10

7.Имеют награды  республиканского значения – 9

8.Лауреаты Президентской премии и

стипендии - 2

9.Участники Великой Отечественной войны – 8

 

Стаж учительской династии Фёдоровых – 749 лет!

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".