Исследовательская работа "Воздух - дар природы"

 

    

Исследовательская работа

«Воздух – дар природы»

 

 

                                                                                          Работа учеников 2 класса

                                                                                         МОУ «Краснооктябрьская СОШ»

                                                                                         Шумерлинского района ЧР

                                                                                         Руководитель: Митрофанова В. А.

 

Красный Октябрь – 2009

 

                          Структура исследования

1.                Полное  наименование исследования: « Воздух – дар природы»

2.     Авторы исследования:  Ахметзянова Татьяна Радиковна, Вишнеева Эльвира Юрьевна, Прокопьева Ксения Григорьевна

3.      Руководитель исследования: Митрофанова Валентина Александровна, классный руководитель 2 класса

4.     Описание работы.

 

·       Мотив выбора темы исследования

     Кроме  Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на  свете  еще один океан –  самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая,   «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день  «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по  его  просторам  самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

    Воздух, окружающий  планету Земля – это её голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от космических снарядов-метеоритов. Когда небесные камни обстреливают нашу планету, они попадают в воздушные слои Земли. Здесь они так сильно раскаляются, что, не долетев до Земли, сгорают. Воздушная оболочка Земли защищает нас и от лучей-невидимок. Они давно бы уничтожили на Земле всё живое, да воздух их не пропускает.

    У поверхности Земли воздух густой, плотный, хотя мы это не замечаем. Чем выше, тем воздух становится менее плотным. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только на  космическом корабле. Ведь там, где кончается воздушный океан, начинается безвоздушное пространство – космос.

     Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, АТМОСФЕРА.

Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы ни шли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.

 

 

·        Цель исследовательской работы и то, какие задачи решал автор

Познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.                     

1.          Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха; устанавливать простейшие связи, делать выводы;

2.           Показать значимость воздуха для жизни растений, животных, человека;

3.         Раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его охране.     

    

·        Гипотезы, которые проверялись:

1.Воздух находится везде.

2. Воздух прозрачный.

3. Воздух бесцветный.

4. Воздух не имеет запаха.

5. Воздух имеет  вес.

6. Воздух сжимается.

7. Воздух подвижен.

8. Воздух сопротивляется.

9.Воздух нужен растениям и животным.

10.Воздух может быть грязным.

 

·        Как проводились исследования  (какими методами автор пользовался, какие средства были задействованы в их работе).

1.Постановка опытов.

2.Наблюдения, сравнения, выводы.

3..Поиск печатного материала о воздухе.

4. Поиск материалов  в    Интернете.

 

 

Что получилось в результате

 

                                         1.Обнаружение воздуха.

Цель: дать возможность обнаружить воздух.

 Ход. Обсуждение гипотез, как можно обнаружить воздух:

1.      Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым.  Почему? (Внутри пакета находится воздух).

2.      Опустить в банку с водой пустую бутылку, из неё пойдут пузырьки. Что это?  ( Это воздух)       

 

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду.

 

                                                    2.Прозрачность.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Ход. Сравниваем воздух с непрозрачными предметами.  Дверь, книга – непрозрачны – через них мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.   

 

Вывод: воздух прозрачен, так как через него не видны окружающие предметы.  

 

3.     Бесцветность.

 

Цель: сравнить воздух с телами, имеющими цвет (цветная бумага разных цветов). 

Ход.  Воздух не похож ни на одну из них.

 Вывод: воздух бесцветен.

 

4.Отсутствие запаха.

 

Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет.

 

Ход. Возьмём духи, корки апельсинов и т. д. Предложить последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Выяснить, какой запах имел воздух до того,  как он был насыщен различными запахами.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет.

 

5. Воздух имеет вес.

 

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Ход. Положить на чаши весов надутый и пустой шарики, посмотреть, что будет.

Пустые шарики весят одинаково. А надутый шар стал тяжелее.                

 

Вывод: надутый шарик весит больше, чем пустой. Значит, воздух имеет вес.

 

6.Сжимаемость.

 

Цель: показать, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Ход. Вынести мяч на холод, понаблюдать, что стало с ним. (Мяч стал мягкий, как бы сдутый)  От чего это произошло? (Воздух охладился, сжался и стал занимать меньше места). Что произойдёт, если внести мяч в помещение?  Проверить гипотезу. (Воздух нагреется, расширится, мяч примет прежнюю форму) .

Вывод: воздух при охлаждении сжимается, а  при нагревании расширяется.

 

 

 

7.Подвижность.

Цель: обнаружить движение воздуха (при колебании воздуха образуется ветер)

Ход. Помахать тетрадкой перед собой.  Что почувствовали? (Лёгкий ветерок)

Вывод: воздух лёгкий, при его охлаждении образуется ветер.

 

8.Сопротивляемость.

 

Цель: доказать такое свойство воздуха, как сопротивляемость.

Ход. Сделать маленький парашют и опустить с высоты. Понаблюдать за тем, как он медленно опускается. Почему?  (Воздух замедляет падение)

 

Вывод: воздух поддерживает и расширяет купол, замедляет падение, сопротивляется.

9.  Воздух нам необходим.

 Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма.

Ход. 1.Провести опыты с задержкой дыхания.

- Закройте ладошками рот и нос. Вдохнуть воздух и сосчитать, кто сколько может продержаться без воздуха.

 -Какое было желание?  (Открыть нос)

2. Взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух. Выходят пузырьки. Что находится в пузырьках? ( В пузырьках  - воздух, значит, внутри нас находится воздух)

Вывод: мы дышим воздухом, кислородом. Он необходим для жизни. Без воздуха мы просто погибнем.

10.Загрязнение воздуха.

    Цель: показать наличие в воздухе пыли и грязи.

Ход. С помощью кусочка ваты собрать пылинки с мебели в классе. Откуда они взялись?

(В воздухе были пылинки)

Вывод: в воздухе находятся разные вещества, в том числе и вредные.

11.Воздух нужен растениям

      Цель: Показать, что растениям тоже нужен воздух

      Ход.  Взять два растения (одно – со свободным доступом воздуха, а другое – с накрытой крышкой). После длительного времени растение под крышкой завяло.

Вывод: растениям тоже нужен воздух.

 

                                           Заключение

                                Растения – настоящая фабрика кислорода

 Воздухом дышит всё живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, без него не могут работать заводы и фабрики. Почему же его не становится  меньше? Потому что на земле есть зелёные растения! Они -  настоящая фабрика кислорода.

       Человеку и другим живым существам нужен для дыхания чистый и только чистый воздух. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле.
Главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. При дыхании людей и остальных существ образуется много углекислого газа.
Растения поглощают этот газ, а выделяют кислород!
Вот почему так легко дышится там, где много зелени.
Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы.

 

                  

                                                Литература

1.                  Интернет-ресурсы

2. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе.  Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.

 3. .Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 2 класс. М., «Просвещение», 2000г.

4. Пименова О. Г.  Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.

5. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2 , 2006.

6. «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".