Элективный курс

 

 

    Орфоэпия

Учимся правильно говорить

 

Элективный курс по русскому языку

 

 

Автор: Прокопьева Е.Г. учительница

            русского языка и литературы

                МОУ «Краснооктябрьская СОШ»

                          Шумерлинского р-на ЧР

 

 

 

Пояснительная записка

 

     Содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из 4-х элементов:

-         опытно-познавательной деятельности и знаний;

-         опытоосуществление известных способов деятельности или умений  действовать по образцу;

-         опытно-творческой деятельности или умений принимать нестандартное решение;

-         социального опыта и целостных ориентаций.

 

     Особенность нашего курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера. Знакомит учащихся с русской орфоэпией и ее значением, минимумом важнейших норм русского литературного произношения  и ударения; анализируются произносительные ошибки, выявляются их причины.

     Решает проблемы правильного произношения и правильной постановки ударения в речи.

     Формирует у учащихся умения соблюдать основные правила русского литературного произношения; анализировать речь с позиций правильности-неправильности и оценки дикции; интонировать предложения и сложное синтаксическое целое; обучает правильному и рациональному пользованию орфоэпическим и иными словарями и справочниками.

     Цель курса заключается:

*во-первых, максимально способствовать филологическому образованию;

*во-вторых, не только расширить познания в области орфоэпии, но и развить у школьников языковой вкус и чутье, неравнодушное отношение к небрежному, ненормированному произношению, пробудить интерес к науке, которая называется языкознанием;

*в-третьих, решать проблемы правильного произношения;

*в-четвертых, формировать ключевые коммуникативные компетенции: человек - я, человек-человек, человек-общество, человек-природа, компетенции по выработке практических умений (поиск, действие/начало, проект, промежуточная цель, результат.), комплекс практических компетенций (т.е. создавать что-то.)

      Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

1)      знакомство учащихся с правилами русского произношения;

2)      развитие критического мышления;

3)      воспитание ответственности.

    Условием реализации этих задач является новая методика, которая позволяет широко применять активные и интерактивные формы деятельности.

    В программе даны содержание, основные понятия нашего курса, названы умения, навыки. Приведен  примерный план с указанием часов, приведены варианты проектов творческих и исследовательских работ. Делается упор на самостоятельную и творческую работу учащихся.

Отбирая программный материал, мы следовали следующим принципам: научность, практическая значимость, репрезентативность, традиционность, доступность, интересность.

      Программа построена на сочетании проблемно-тематических, теоретико-литературных и деятельностных подходов.

      Главная особенность программы - обучение нормам произношения и ударения.

      Программой предусмотрено включение разнообразных видов ученической деятельности: читательскую, репродуктивную.

  

2.      Учебно-тематическое планирование.

 

п/п

Тема

Кол. час.

Виды деятельности

Навыки и умения

1.

Орфоэпия и её практическое значение

 1 ч.

Слушание,

конспектирование

Фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащего слова

2.

 

 

 

 

Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения    

 

 

 

2 ч.

 

 

 

 

Конспектирование,

подготовка сообщений 

 

 

 

 

Анализ речи с позиций правильности-неправильности, читать и  говорить правильно, подражая звучащему образцу.

 

 

 

3.

 

 

Орфоэпический словарь и справочники

 

 

 

1 ч.

Практическая работа

 

Обучать правильному и рациональному пользованию орфоэпических и иных словарей  и справочников.

 

 

4.

О причинах произносительных

ошибок

 

2 ч.

Орфоэпический разбор слова,

практическая работа

Умение читать написанное с орфоэпической подготовкой и без таковой, внятно и отчетливо произносить звуки и слова, соблюдать нормальный темп произнесения

5.

Дикторские информационные программы телевидения и радио

 

2 ч.

Практическая работа

Умение давать аргументированную оценку речи других носителей языка

 

 

                                           3.  Содержание. 

 

Тема 1.    Орфоэпия и  её практическое значение.

         

           Вопросы нормализации русского языка, борьба за повышение речевой культуры его носителей приобрели качественно новое  общественное звучание, что объясняется повышением образовательного уровня людей и все возрастающей ролью русского языка. Произошла демократизация литературного языка, сближение его с разговорно-просторечной стихией и профессиональной речью.

          Отметим, что литературному языку свойственны отличительные особенности, среди которых выделяется нормативный характер произношения и ударения, словоупотребления и т.п. Эти и другие нормы носят обязательный характер для каждого носителя языка, вне зависимости от социального происхождения, места жительства, профессии и других факторов.

           Так, отношение к нормам литературного произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствует об общем культурном уровне носителя языка и имеет не меньшее значение, чем отношение к нормам письменной речи, тем более что устная речь в жизни многих людей играет более значительную роль, чем письменная.  Каждый или почти каждый говорит чаще и больше, чем пишет. Более того, навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи и от них зависят. Даже при чтении «про себя» речевой аппарат человека не бездействует.

            Устная речь обслуживает не только бытовое общение, но и сферу книжной речи, интенсивно проникает в науку, информацию, публицистику, звучит в учебных заведениях, на собраниях, со сцен театров, с экранов кино, многократно усилена средствами массовой информации - телевидением и радио

            Необходимость соблюдения норм устной речи объясняется коммуникативными и эстетическими факторами. Действительно, любые отступления от правил произношения и ударения воспринимаются как отступления от точной передачи мысли, затрудняют общение, взаимопонимание, отвлекают от содержания речи, переключают внимание слушателей на её фонетические особенности, отличные от общепринятых. Как справедливо отмечал поэт Н. Асеев, «для передачи своей мысли другому лицу требуется не только владеть наилучшим запасом слов, но и наилучшим воспроизведением звуков, слова составляющих. В ином случае неточность произношения становится ошибкой, искажающей смысл сказанного. Конечно, звуковая сторона строя речи является лишь подсобной смыслу, но и её оставлять в небрежении было бы бесхозяйственно».

           Орфоэпия как самостоятельный отдел лингвистики, изучает «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке».        

           Вместе с тем ученые по- разному относятся к объему понятия «орфоэпия». Одна группа лингвистов включает в это понятие только нормы произношения звуков и их сочетаний, а также слов  (А.Н. Гвоздев, М.В. Панов, В.В. Иванов и другие). Другие определяют орфоэпию как совокупность норм произношения и ударения ( Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский и другие).

        В фундаментальном труде Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение» (1984) и в других его работах дана исчерпывающая научная  характеристика понятий «произношение» и «ударение».

        Понятие «произношение» включает в себя фонетическую систему языка, состав фонем, их сильные и слабые позиции при определенных фонетических условиях (например, так называемое аканье, оглушение и озвончение согласных и т.д.).

        Понятие «произношение» охватывает, кроме того, звучание некоторых грамматических форм (например, родительного падежа слов на -ого, -его; возвратных  суффиксов глаголов; прилагательных на –кий,-гий, -хий и т.п.), что, собственно, выходит за рамки фонетической системы, но характеризует произношение как таковое. Следовательно, произношение – более широкое понятие, нежели понятие фонетической системы, хотя она и служит базой произношения.

         В то же время в понятие «произношение» не входят вопросы дикции, то есть четкости и внятности произношения, выговаривания звуков и слов, а также установление индивидуальных дефектов произношения (картавости, шепелявости и т.п.). Однако из сказанного не следует, что дикция не должна находиться  в поле зрения в связи с обучением орфоэпии.

          Другой важной стороной орфоэпии является ударение, то есть «то есть звуковое выделение одного из слогов слова». Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях его принято ставить.

           Отличительные особенности русского ударения - его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись - на первом слоге; фонарь, подполье – на втором; ураган, орфоэпия – на третьем и т.д.). В одних словах ударение фиксировано на определенном слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других – меняет свое место (сравните: тонна-тонны, стена – стену - стенам).

            В последнем примере представлена подвижность  русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, - как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, - если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мука-мука, трусит-трусит)  и даже функционально-стилистическую закрепленность акцентных вариантов (лавровый лист, но в ботанике: семейство лавровых)». Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учеными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка.

          Обучение орфоэпии нельзя представить без учета стилей произношения. В самом деле, устной речью пользуются взрослые и дети, рабочие и ученые, общаясь с друзьями, родственниками и незнакомыми людьми. При этом различия касаются выбора не только лексических и грамматических, но и произносительных средств выражения.

          В произношении выделяется три стиля – р а з г о в о р н ы й , н е й т р а л ь н ы й   и   в ы с о к и й.

          Особенностей высокого стиля немного, и все они неярки. С годами постепенно и неуклонно идет процесс разрушения этого стиля (он в основном поддерживается на сцене академических театров).

           Нейтральный стиль обогащается некоторыми приметами высокого (в области согласных звуков) и разговорного стилей (в области гласных звуков).

           При обучении русскому литературному произношению и ударению  берется за основу нейтральный стиль, объединяющий в себе черты высокого и разговорного стилей произношения. Нейтральные языковые, в частности фонетические, единицы уместны в любой обстановке общения, в любой речи и доминируют в любом устном и письменном высказывании, а стилистическая окрашенность языковых средств воспринимается только на фоне именно нейтральных единиц.

           Орфоэпия как составная часть науки о языке опирается на соответствующие нормы, под которыми подразумевается «совокупность явлений, разрешенных системой языка, отобранных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех носителей данного языка».5                        

                Литературный язык предполагает строгий отбор языковых фактов в качестве нормы. С одной стороны, учитываются языковые традиции, с другой – прогрессивные тенденции в развитии языка.

              Если говорить конкретно о принципах отбора произносительных  вариантов для нормы, то следует иметь в виду следующее: отвергаются речевые жаргонизмы, местные диалектные особенности, особенности просторечия.

              В то же время новые явления, отвечающие внутренним законам развития языка и показавшие свою устойчивость, могут быть возведены в ранг нормы. Так, для начала 20 века было характерно смягчение согласных перед мягкими зубными и губными согласными. В последнее время такое произношение в ряде случаев нельзя рекомендовать в качестве единственной нормы, так как возникло устойчивое фонетическое явление, которое узаконено как равноправный вариант старой нормы. Речь идет о тенденции отвердения согласных в указанной позиции. 

 

     Тема  2.   Основные нормы современного русского литературного произношения и     ударения.

 

                 Современные орфоэпические нормы регулируют произношение звуков, их сочетаний,  грамматических форм, имен и отчеств и т.п., а также правила постановки ударения в различных частях речи. Вот почему представляется необходимым назвать  о с- н о в н ы е   н о р м ы, нарушение которых затрудняет общение.

1.        Произношение гласных звуков под ударением;

2.        Произношение безударных гласных;

3.        Произношение согласных звуков (качество отдельных согласных, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки, сочетание согласных);

4.        Произношение отдельных грамматических форм;

5.        Произношение иноязычных слов;

6.        Произношение русских имен и отчеств;

7.        О некоторых нормах русского словесного ударения (безударные и слабоударяемые слова, слова с побочным ударением, ударение в именах существительных, ударение в именах прилагательных, ударение в глаголах, ударение в причастиях).

 

   

Тема 3.  Орфоэпический словарь и справочники. 

 

               Для выработки произносительной культуры необходимо:

*во-первых, пополнять знания о современных нормах произношения и ударения,

*во-вторых, проводить целенаправленные наблюдения за речью дикторов радио и телевидения,

*в-третьих, постоянно обращаться к словарям и справочникам.

Из многообразия лингвистических словарей орфоэпические относятся к группе  собственно нормативных справочников. Основная их задача – дать необходимую справку в трудных или сомнительных случаях произношения конкретного слова, выбора места ударения, предостеречь от возможной ошибки, исправить индивидуальные речевые погрешности, находящиеся за пределами литературной нормы.

        Нормы произношения и ударения помогут усвоить следующие пособия:

1.      Р.И Аванесов «Русское литературное произношение».В пособии, впервые появившемся в 1950 году, раскрывается сущность орфоэпии, разъясняется её практическое значение, говорится об источниках отступлений от норм произношения. Автор уделил внимание и такому существенному вопросу, как тенденции в развитии русского литературного произношения.

2.      К.С. Горбачевич «Нормы современного русского литературного языка» (2-е изд., 1981). Автор посвящает вопросам орфоэпии две главы: «Нормы ударения», «Нормы произношения», уделяет большое внимание отступлениям от норм, объясняет их природу, выясняет тенденции в развитии нормы.

3.      Б.Н. Головин «Основы культуры речи» (1980 г.). Автор рассматривает вопросы русского ударения в существительных, прилагательных, глаголах и причастиях. Практическая ценность работы состоит в том, что в ней имеются большие списки слов (указанных частей речи), отличающихся неустойчивым ударением, а также аргументированные рекомендации по произношению этих слов.

4.      Р.И. Аванесов «Орфоэпический словарь русского языка»(1985 г.). Словарь дает ответы на конкретные вопросы о произношении и ударении и правильном образовании  включенных в него слов и форм. В книге учтены прогрессивные тенденции развития произносительных норм.

5.      Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарва « Словарь ударений для работников радио и телевидения»(1985 г.). В отличие от других подобных справочников, словарь содержит не только общеупотребительную лексику, но и широкий круг имен собственных (географические названия, фамилия и имена государственных, политических и общественных деятелей, ученых, писателей и т.д., названия зарубежных органов печати, информационных агентств и т.п.), при произношении которых могут быть допущены ошибки.

6.      Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова « Словарь трудностей русского языка» (1985 г.). В пособие включено семь категорий слов с колебаниями ударения и четыре категории слов, имеющих трудности в плане произношения.

7.       Д.И. Алексеева «Словарь сокращений русского языка» (1984 г.). В словаре после каждого приводимого слова в квадратных скобках дается указание на произношение и ударение.

8.      Л.И. Скворцова « Правильно ли мы говорим по- русски»(1980 г.). В книге интересен раздел «Правильно  произносите слова», где даны слова и формы слов  с       неустойчивым произношением и ударением. 

  

 

Тема 4. О причинах произносительных ошибок.

          

          Важно глубоко разбирать в причинах, порождающих произносительные ошибки. Главных причин две. Это – влияние письменной речи и родного диалекта. Нельзя не упомянуть и еще об одной причине, объясняющей отступления от норм орфоэпии и проявляющейся только в речи нерусских, говорящих на русском языке. Это влияние фонетических особенностей родного языка.

  

Тема 5.  Дикторские информационные передачи телевидения и  радио.  

 

         Наблюдения за произносительными особенностями в речи дикторов способствуют воспитанию орфоэпической культуры. Но в связи с тем, что в последнее время во многих информационных программах телевидения и радио чаще выступают комментаторы, речь которых, к сожалению, не всегда является эталоном, целесообразно на первых порах их речь не анализировать, а сосредоточиться на речи дикторов. В дальнейшем, когда школьники овладеют в основном нормами орфоэпии, можно анализировать и речь комментаторов с точки зрения соблюдения ими норм произношения и ударения.

         Теле- и радиопередачи - это такой дидактический материал, использование которого позволяет осуществлять комплексный подход к решению задач развития связной речи, навыков произношения и правописания.    

          

                       4. Использованная  литература  

 

Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней  школе  5-9 классы.- М.: Просвещение, 1989.

Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно.-М.:      Просвещение, 1992.

Под редакцией Михайлова М.М. Вопросы теории и практики   преподавания русского языка. Чебоксары: Чувашское    книжное издательство,1979.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного  языка.- М.: Просвещение, 1981.

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио  и телевидения.- М.: Советская энциклопедия, 1984.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".