Лучшие уроки

 

Сочинение  по  картине И. Айвазовского «Чёрное море»

 

                                   Море без конца и края…  

                                                          М. Сеспель

 

Цели:


  Образовательнаязакрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с причастными оборотами,
обучение составлению текста-описания.
  Воспитательная -
расширение лексики по теме «Живопись»;

знакомство с творчеством И. Айвазовского;

  Развивающая - развитие познавательного интереса к русскому языку,    

 умения анализировать, обобщать полученные знания, аргументировать свои   

 высказывания.


 Оборудование:

·        репродукции картин И.Айвазовского «Чёрное море»,  «Девятый вал»;

·        портрет художника;

·        дидактический материал (упражнения для подготовки к  сочинению);

·        репродукция картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

 

Ход урока:

 

                                              Эпиграф:

                       … На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан 

                       беспредельный, не бурный, не колыхающийся, суровый, 

                       бесконечный, а небо, если возможно, ещё бесконечнее. Это

                       одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю.

                                                                                                     И.Крамской

 

 

1.Слово учителя с элементами беседы.

- Художник берёт кисти и краски. Подходит к холсту. Что он делает? Начинает писать картину. Мы говорим: красками пишут, карандашами - рисуют.

               Что ни пишет художник, он старается, чтобы на холсте выходило – как живое. Существует легенда: однажды один греческий художник написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.

              Живопись – живописать( т.е. писать жизнь) – живописец.

Мир вокруг нас большой и разный. И каждый художник видит его по-своему и по-своему показывает на холсте. Мы смотрим картины – и будто слушаем рассказы разных художников о мире, в котором живём. Живопись помогает увидеть мир зоркими глазами художника. И наши глаза от этого становятся зорче.

 

- Как называют картины с изображением природы? ( Пейзаж).

Пейзажи мы встречаем на картинах и портретах, но часто художники пишут только природу. Это пейзажисты.

- Назовите имена известных вам пейзажистов (Юон, Левитан, Куинджи, Шишкин и др.)                                 

Каждый пейзажист выбирает то, что ему по душе. И.К.Айвазовский всю  жизнь писал море. Он поднял на большую высоту мариниану. Художник, пишущий море, - маринист (лат. маринус – морской).

- Послушаем сообщение (ученика) об И.К.Айвазовском.

 

2.Рассказ ученика о  живописце с использованием портрета художника и репродукций его картин.

 

ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ (1817 – 1900)

 

       Сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря. Родители не имели средств, чтобы дать образование сыну. Помог в этом градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Человек мягкий и простой в обращении, тонкий знаток искусств, он оценил огромный талант мальчика и позаботился о его будущем.

       В 1831 году он определяет мальчика в симферопольскую гимназию, а для занятий искусством нанял ему учителя – художника из Италии. Уже тогда было ясно, что Айвазовский – художник моря. Целые дни до позднего вечера проводил он на берегу. Часто знакомые рыбаки брали его собой в море, там он наблюдал, как оно меняется. То спокойное умиротворённое, то вдруг оно запенится волнами. «Совсем как человек, думал он, - у людей ведь тоже неожиданно меняется настроение».

       Вскоре Айвазовский – студент Санкт-Петербургской Академии Художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью. Основная  тема картин – морской пейзаж.  К 25 годам приобрёл европейскую славу, в 27 – живописец Главного Морского штаба; в 29 – профессор. Написал около 6 тыс. картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал членом академии разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посещал его мастерскую. В 31 (1848) поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал «Девятый вал» (1850). Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на обломки корабля с горсткой людей.  Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими оттенками цвета.

 


 Айвазовский. «Девятый вал»

      Художник часто писал по памяти и мог создать картину за 2 часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных  холстах, сияющие краски, необыкновенные световые эффекты. Всю жизнь оставался  верен романтическому идеалу прекрасной одухотворённой природы.

    Айвазовский  обладал талантами архитектора, музыканта, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античными драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Петербурге.

    Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.

    Лучшая коллекция произведений художника принадлежит картинной галерее Феодосии, носящий его имя.

«Облака над морем» (1835),

«Штиль» (1837),

«Буря на Чёрном море» (1845),

«Вход в Севастопольскую бухту» (1851).

 

3.Работа над картиной И.Айвазовского «Чёрное море»

 

1)Работа с дидактическим материалом.

 

·           Перестройте предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова.

Образец. Айвазовский написал прославляющие русских моряков картины. – Айвазовский написал картины, прославляющие русских моряков.

 

        1) В живописи нет другого более прославленного и любимого народом певца моря.

2) Проживший долгую жизнь художник написал около четырёх тысяч картин. 3) В молодости он изображал безмятежную тишину залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны моря. 4) Позднее  его увлекал кипящий штормом образ моря. 5) В старости он воспевал мужество побеждающего бушующий океан человека. (По В.Носокину.)

 

 

·          Объясните расстановку знаков препинания.

 

          Среди многих картин Айвазовского особенно выделяется картина «Чёрное море». На картине бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды. Бегут к далёкому горизонту пенистые гребни высоких волн. Мы любуемся красотой суровой стихии, но она не вселяет в нас предчувствие беды. Грозная сила наполняет зрителя мужеством и уверенностью. Мы проникаемся верой в человека, всё побеждающего силой своего разума. (По В.Носокину.)

 

·          Объясните пропущенные знаки препинания и окончания причастий.

 

           Картина «Чёрное море» - одна из наиболее выразительных картин художника. Первоначально она называлась «на Чёрном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Чёрного моря включающ… в себя многие его отличительные черты.

            Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущ… от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.

            Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержан… красочная гамма построен… на сочетании тёплых серых тонов неба и глубокого зелёно-синего цвета воды.

(Н. Барсамов.) 

 

Из упражнений выписываются наиболее яркие, необходимые для сочинения слова и словосочетания.

 

Бесконечное небо и беспредельный океан, оживлённый могучим движением воды;

 пенистые гребни высоких волн;

суровая стихия;

внешнее состояние природы;

образ Чёрного моря, волны движутся гряда за грядой;

 величавый строй картины;

суровая простота содержания;

сочетание тёплых серых тонов и глубокого зелёно-синего цвета.

 

2) Детальное рассматривание картины.

Беседа.


- Что мы видим на картине?

 

 Одну половину картины занимает небо, другую - волнующаяся вода. Несмотря на это, картина  смотрится с напряжённым вниманием. Грандиозность бескрайней шири.

 

- Какими показаны волны?

 

Действия начинаются(щиеся), вздымаются(щиеся), рассыпаются(щиеся) брызгами.

Цветсиние, зеленоватые, голубые, сиреневые; то почти серебристо-белые, то почти чёрные.

Признакипенистые(гребни волн), лёгкие и тяжёлые.

 

     - Но художник показывает не только форму и цвет волн, но и бег облаков. Каково небо?

 

Покрыто облаками; бесконечное, низкое, мрачное, отражение неба в море. Зловещее небо с разорванными грозовыми тучами беспрерывно меняющее цвет: от светло-серого до мрачно-чёрного тона.

 

- Что мы видим  на горизонте?

 

Крошечный парус, исчезающий вдали, на горизонте; подчёркивается поэтическая тоска одиночества ( «Парус» Лермонтова), указывает на присутствие человека; борьба человека со стихией.

 

4) Чтение стихов о море М. Сеспеля, М.Ю. Лермонтова.

   1. М. Сеспель              

       К морю                               

Море без конца и края,

Чернь и зелень перекат!

Взвой, фонтанами играя,

Смело бейся в берега!

 

Люб душе огненнокрылой

Гул борьбы – шуми, вскипай!

Дай порадоваться силой

Ей, зовущей в новый край.

 

Море, море, всей громадой

За волной бросай волну

С гневом, блеском, светом ада –

На утёсы, в вышину!

 

Зло, раскатисто на кручи

За волной волну бросай,

Голосом борьбы могучим

В небе тучи сотрясай!

 

     (пер. П. Панченко)

 

 

4)Работа над составлением плана сочинения

 

«Море без конца и края…»

 

   1. И.Айвазовский – певец моря.

   2. «Чёрное море» - одна из лучших картин Айвазовского:

       а) беспредельный океан;

       б) пенистые гребни волн;

       в) бесконечное небо;

       г) настроение, которое создает картина

    3.  Оценка картины художником И. Крамским.

 

 4.   Работа над сочинением (демонстрируется репродукция картины Рылова А.А. «В голубом просторе» и зачитывается текст-описание картины).

 Рылов  Аркадий  Александрович (1870 – 1939) – пейзажист ( «Зелёный шум» (1904), « В голубом просторе» (1918)


 

 

В голубом просторе

 

 

    Это – море! Какое оно большое! А над ним такое же большое небо.   

      Бегут по морю синие волны. Ветер торопит волны, наполняет белые паруса корабля. Белый снег лежит на бурых скалах. В просторном голубом небе плывут белые облака. А между морем и небом, широко раскинув сильные крылья, летят большие синие птицы.

       Какая простая картина – небо, вода, земля. Но как долго можно её рассматривать. Быстрые волны. Снег. Голубое небо. Всё знакомо – и всё видим, словно в первый раз. Это потому, что небо, землю, воду показал нам художник.

       Как много воздуха! Дышится легко. Художник подарил нам не только море и небо. Он подарил нам бодрость, силу.

      Ветром полны паруса. Корабль плывёт к неведомым берегам.

      Свободные, сильные птицы летят вперёд, вперёд! 

 

5. Задание на дом. Закончить сочинение.

 

 

Урок проведён учительницей русского языка и литературы МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района ЧР Прокопьевой Е.Г

 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".