Моя концепция

 

Моя концепция: «Развитие речи и орфографической грамотности учащихся русского языка и литературы»

 

Автор: Прокопьева Е.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района ЧР, окончила ЧГПИ

им. И.Я.Яковлева (1994). Стаж педагогической работы 22 года.

 

1. Классификационные параметры концепции:

-по уровню применения: речеведческие дисциплины (русский язык и литература);

-по философской основе: гуманистическая;

-по основным факторам развития: психогенная;

-по форме усвоения: ассоциативно-рефлекторная;

-по ориентации на личностные структуры: эмоциональная и умственно-деятельностная сфера;

-по характеру содержания: обучающая + воспитывающая + светская + гуманистическая + общеобразовательная;

-по типу управления: система малых групп;

-по организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая, с элементами индивидуального подхода;

-по подходу к ребёнку: личностно-ориентированная;

-по преобладающим методам: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемная, творческая;

-по направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений;

-по категории обучаемых: массовая школа.

 

2. Целевые ориентиры:

1)воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления, культуры поведения и т.д.

2) помочь учащимся подняться на новую ступень речевой культуры, научить более осознанно и свободно пользоваться богатствами русского языка для передачи своих мыслей и чувств;

3) коммуникативное воспитание должно стать залогом формирования социально активной личности;

4) на каждом уроке развития речи параллельно вырабатывать орфографическую грамотность на основе текста, развивать не только устную, но и письменную речь.

 

3. Концептуальные положения

1)теоретическую основу обучения связной речи составляют лингвистические дисциплины, предметом изучения которых является речь;

2)лингвистическая основа обучения, ознакомление с системой речеведческих понятий позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не методом проб и ошибок;

3)основу развития речи составляют коммуникативные умения – понимать и раскрывать тему, проводить основную мысль, собирать и систематизировать, правильно и грамотно выражать свои мысли, совершенствовать написанное; надо, чтобы у ученика возникла потребность в коммуникации;

4)принцип обучающего воспитания; обучение – это не доминирующий абсолют, а составляющая часть программы воспитания;

5) идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой; введение учеников в ситуации, приближённым к естественным, позволяет избежать формализма при выполнении речевых упражнений, то есть наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности;

6) знания через общение и общение через знания;

7) овладение умениями моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

 

4. Особенности содержания:

1)содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся и развития их связной (монологической и диалогической) речи; в программу включены также специальные понятия стилей, типов речи, текста и его строения;

2)содержание предполагает освоение знаний о номах речевого поведения в различных сферах общения и применять их на практике.

 

5. Особенности методики

    Коммуникативный подход к работе по развитию речи существенно меняет методы обучения. Наряду с традиционными для школы прямым, имитационным методом усвоения русской речи с такими его ведущими приёмами обучения, как изложение и сочинение по образцу, большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания. Это различные виды ситуативных упражнений. Это упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство языка, приучают гибко пользоваться им. Они повышают речевую культуру учащихся и – через неё – культуру их поведения в целом. В этом их большое воспитательное значение.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".